фотошкола «Петербургский фотограф»

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д. 15.
2 этаж, ауд. 7к217
+7911 927-48-10

«Петербургский фотограф»: о культуре фотографии – без фэшн и китча


Анонсы

Курс «Тревел-фотография»

Курс «Тревел-фотография»

Приглашаем на курс тревел-фотографии! "От и до" — фотография для путешественников за 5 занятий! Начало курса в ноябре 2018 года.

Подробнее »

Все анонсы »

В Петербурге существует большая армия фотографов, профессионалов и любителей, но ощущалась нехватка специализированных изданий по фотографии. Такие возможности дал Интернет. Чуть более года назад было зарегистрировано новое электронное периодическое издание «Петербургский фотограф».

Главный редактор журнала Борис Тополянский и редактор Ирина Билик рассказали «Союзу журналистов» о запуске и первом годе существования проекта.

– Вы решили создать не печатное, а интернет-издание?

Борис Тополянский: – Изначально «Петербургский фотограф» планировался как печатное издание. Но период регистрации печатного СМИ совпал с очередным экономическим кризисом. Предполагаемые спонсоры были вынуждены сократить расходы на сторонние проекты. Учредитель же издания – некоммерческая организация, и без внешней финансовой поддержки ей тяжело самостоятельно развивать дорогостоящие проекты.

– В какие годы это было?

Б.Т.: – В 2007 году идея петербургского журнала о культуре фотографии была представлена кругу петербургских фотографов. Все крутили у виска пальцем и говорили, что у нас вряд ли что получится, но и в помощи не отказывали. Время шло, стало понятно: чтобы реализовать идею, нужно забыть о печатном издании и начать жизнь в Сети. В Интернете не затрачиваются огромные средства, появляется возможность минимизировать состав редакции и постепенно расширять свою аудиторию.

– Но разве мало интернет-ресурсов, посвященных фотографии?

Б.Т.: – Конечно, много. Но нас не пугает конкуренция со старыми большими изданиями. Мы делаем своё дело и постепенно развиваемся. Рассказываем о фотографии в целом, и о петербургской в частности, предоставляем слово фотографам и, кстати, не только петербургским.

– У вас довольно большое для тематического ресурса сообщество в «ВКонтакте»…

Б.Т.: – Мы запустили странички в социальных сетях за несколько месяцев до появления сетевого издания. Вели там новостные ленты: куда пойти, что посмотреть, с чем ознакомиться. Так что фактически мы начали формировать свою аудиторию еще до запуска проекта.

– Как формируется содержание издания?

Ирина Билик: – Мы стремимся к тому, чтобы наши читатели хотели и учились отличать в фотографии качественное от некачественного. Поэтому главное для нас – способствовать развитию визуального вкуса, общей культуры. Наш сайт создан как площадка, где публикуются мнения самых разных фотографов. Мы не замыкаемся на каком-то одном направлении в фотографии и стараемся предоставлять информацию с разных точек зрения. Помимо анонсов выставок и фотографических мероприятий, мы публикуем интервью, готовим исторические материалы, даем переводные статьи из зарубежных изданий. Последнее занимает много времени, так как мы обязаны получить разрешение на перевод и публикацию от правообладателей.

Большой популярностью у наших читателей пользуется информация о фотоконкурсах: как локальных, так и международных, как платных, так и бесплатных. При этом, говоря о конкурсах, мы непременно делаем акцент на победах российских фотографов, если таковые есть. Тем самым хотим дать понять, что всегда есть шанс победить, если серьезно и качественно работать. Это не закрытый мир, куда невозможно попасть.

– Помимо журнала, у вас есть фотошкола. Это помогает в работе над журналом?

Б.Т.: – Фотошкола начала свою работу в 2008 году, а в 2012-м она была преобразована в учебный центр «Петербургский фотограф». Пожалуй, журнал помогает учебному центру сформировать и расширить мировоззрение его студентов. Основной профиль нашего учебного учреждения – документальная фотография, но мы всегда рады расширить свои границы и показать, что фотография бывает разной, очень разной. Единственное, чего мы не касаемся, – это фэшн и китча в фотографии.

– Вы чувствуете конкуренцию? Каковы ваши отличия от других фотошкол?

Б.Т.: – В Петербурге в том же сегменте работают старейший фотофакультет при Союзе журналистов, фотошкола «Цех», фотомастерская Андрея Чепакина при газете «Невское время» и некоторые другие. Мы не считаем уважаемых коллег конкурентами. Каждый занимает свою нишу. Мы заняли свою, и развиваемся в ней дальше. В прошлом году стартовал двухлетний курс «Документальная фотография», который ведут известный историк фотографии Владимир Никитин и фотограф Михаил Макаренко. Увеличилось количество семинаров с интереснейшими фотографами. Стараемся, чтобы наш учебный центр развивался по клубному типу. Те, кто завершил обучение, продолжают приходить на мастер-классы, разнообразные встречи. У нас существует ставший уже традиционным киноклуб, где можно посмотреть и обсудить фильмы о фотографах или картины, созданные прекрасными режиссерами и операторами. Это, безусловно, формирует умение по-разному видеть окружающий мир, по-разному его отображать.

Группы УЦ в большинстве случаев небольшие, не более 10–12 человек. Несмотря на то, что курсы, разумеется, платные, мы всегда готовы пойти навстречу тем, кто очень хочет учиться, но испытывает серьезные материальные трудности, выделяя на курсе одно бесплатное место. Получить социальное место можно только на конкурсной основе и при достаточной мотивированности соискателя.

– Нередко окончив учебу в одном месте, слушатели переходят в другую фотошколу. Это неудовлетворённость уровнем знаний?

Б.Т.: – Бывает и так. Это часто происходит, когда человек выбирает курсы начального уровня в фотошколах, где преподаватели сами только что закончили подобные курсы. Последовательное же обучение у разных опытных мастеров – это вполне нормальное явление при условии, что молодой фотограф осознанно пытается получить комплексное образование, а не просто перепрыгивает с одного места на другое в надежде, что вдруг к нему перейдут тайные знания. 

– Как вы относитесь к идее, озвученной не раз деканом фотофакультета Павлом Маркиным, по поводу необходимости создания в Петербурге вуза, где было бы углублённое обучение фотографии?

Б.Т.: – Полностью с ней согласен как с одной из форм обучения фотографии. Сегодня мало кто может предложить системное образование. На мой взгляд, причина не только в отсутствии профильного вуза. Слушателям многочисленных курсов сулят получение прекрасных результатов за короткое время. И это для человека, пока еще малосведущего в фотографии, крайне привлекательно. Конечно, стремление быстро освоить профессию похвально, но такое бывает крайне редко. Здесь важны все виды опыта человека, накапливаемые знания об изобразительном искусстве, музыке, литературе, истории, философии и т.д. Эти дисциплины обязательно должны преподаваться наряду с основными профильными предметами. Когда же кто-то обещает за месяц-полтора выучить новичка на профессионала, в голову приходит только одно слово – профанация.

– С распространением «цифры» обесценивается сам процесс занятия фотографией. Что будет дальше?

Б.Т.: – Смотря как понимать «обесценивание»: с точки зрения материальных благ или с точки зрения того, что фотография стала частью масс-культуры. Сейчас фотографируют все. Произошел сдвиг понятий. Раньше профессионалом называли того, кто делал хорошие фотографии. Сейчас зачастую того, кто научился зарабатывать с помощью фотоаппарата деньги. Но число хороших фотографов практически не увеличивается пропорционально доступности фототехники и развитию технологий обработки изображений. Я не берусь прогнозировать, что будет дальше. Цифровая фотография еще очень молода, и она неизбежно будет продолжать эволюционировать. Надо немного подождать.

– Пространство пресс-фотографии сужается. Что делать тем, кто хочет публиковаться в СМИ?

Б.Т.: – Много работать. Участвовать в конкурсах, портфолио-ревю. Добиваться своего! Кому-то удастся достигнуть цели, кому-то – нет. Тут нет однозначных рецептов. Помню, на одном круглом столе, посвященном этой проблеме, один из участников, именитый фотограф, сказал: если у вас есть работа – работайте, не отказывайтесь от нее пока она вас кормит, а параллельно – фотографируйте. Жить за счет документальной или творческой фотографии очень тяжело. Но сегодня есть блоги, есть возможность представить себя и свои произведения в Интернете, у которого отсутствуют географические границы, есть множество других способов. Дорогу осилит идущий.

– Ваши ближайшие планы?

Б.Т.: – Год назад мы придумали проект «Пересекая границы»…

И.Б.: – …Своего рода рабочий отпуск…

Б.Т.: – Малой группой, как правило, экипажем одной машины, мы едем в какую-нибудь страну и привозим оттуда фото- и журналистские материалы. В прошлом году были в Северной Норвегии. Страна удивительной красоты и фотогеничности. Отсюда возник сильный перевес в сторону пейзажной фотографии. Но в прошлогодней поездке мы познакомились с норвежскими рыбаками и жителями острова Ингёй, завязались и другие дружеские контакты. Решив, что не доделали работу до конца, едем снова в те же края. Постараемся сфокусироваться на людях, их историях. В поездке ведем онлайн-дневник. Надеемся, что в начале следующего года сможем представить полученный результат нашим зрителям и читателям.

текст с сайта Союза Журналистов